Олеся Кочиева: «Необходимы качественно иные подходы для решения проблемы безработицы»

Парламент Республики Южная Осетия рекомендовал Правительству отменить постановление Правительства Республики Южная Осетия №241 «О введении временного порядка трудоустройства пенсионеров и приема граждан по совместительству» от 11 октября 2007года. Такое решение было принято депутатами на заседании парламента 1 октября.

По словам председателя парламентского комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Олеси Кочиевой, данное постановление противоречит трудовому законодательству и Конституции Республики.

«Сегодня общество взбудоражено массовыми увольнениями с рабочих мест работников в нарушение трудового законодательства, руководствуясь вышеуказанным Постановлением. Вместе с тем, постановления Правительства не должны противоречить трудовому законодательству, а напротив, как источник трудового права издаются во исполнение Конституции и законов, работающих на благо народа. Детальное изучение текста вышеуказанного нормативного правового акта свидетельствует о том, что он противоречит Правилам оформления постановлений Правительства, положениям Конституции (Основной Закон) Республики Южная Осетия, действующему в республике Трудовому кодексу РФ», - отметила Олеся Кочиева

Глава комитета также считает, что основания для увольнения «по старости» в трудовом законодательстве не существует. Трудовое законодательство не предусматривает такое специальное основание увольнения работника, как достижение им возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости. В Трудовом кодексе содержится только несколько значений, касающихся возраста работника: минимальный возраст для начала трудовой деятельности; максимальный возраст для занятия некоторых должностей в сфере образования; пенсионный возраст составляет: - для мужчин - 60 лет, - для женщин - 55 лет.

«И это неудивительно, иначе можно было бы вести речь о дискриминации работников пенсионного возраста и о нарушении конституционного принципа свободы труда. Тем не менее, законодательство содержит некоторые исключения, позволяющие уволить «возрастных» работников. Но эти исключения связаны не столько с приобретением права на пенсию, сколько с достижением определенного возраста, который называют предельным для занятия определенных должностей. Основные ограничения по возрасту установлены все-таки в отношении специфических работников, обладающих определенным нетипичным статусом. Так в Законе «О государственной гражданской службе» предусмотрен предельный возраст пребывания на гражданской службе 60 лет, а в исключительных случаях в зависимости от категории служащего срок может быть продлен до 65 - 70 лет», - отметила Олеся Кочиева.

Она также добавила, что указанное постановление противоречит Трудовому законодательству исходя из предельного срока трудового договора в один год. В соответствии со ст.58 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор может заключаться на определенный срок не более пяти лет. И достижение работником, работающим по бессрочному трудовому договору, пенсионного возраста не влечет за собой необходимости «перезаключения» такого договора на договор с определенным сроком действия. Более того, такие действия работодателя расцениваются как нарушение трудового законодательства».

Касаясь пункта постановления, посвящённого работе по совместительству, глава комитета отметила, что в соответствии с трудовым законодательством работа по совместительству допускается с учетом определенных особенностей. В настоящее время действует ряд законов, запрещающих работу по совместительству, кроме научной, преподавательской (педагогической) и иной творческой деятельности отдельным категориям работников: членам Правительства РЮО, депутатам Парламента РЮО, работающим на постоянной основе, сотрудникам МВД РЮО, судьям, служащим Национального Банка РЮО и т.д. Следовательно, на отдельных категорий работников действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными действующим в Республике Южная Осетия законодательством».

Вместе с тем она подчеркнула, что защита прав пенсионеров не означает, что молодежь не должна быть трудоустроена.

«Закон четко определяет права всех граждан на трудовую занятость. Согласно трудовому законодательству каждый гражданин имеет право на трудовую деятельность в соответствии с имеющимися у него знаниями и образованием. Есть работодатель, который оценивает возможности и знания граждан, желающих получить работу. Но надо помнить, что это ни в коей мере не должно ущемлять права других граждан.

Конституция РЮО провозглашает Республику как правовое государство. Следовательно, признается верховенство закона и он един для всех. Исходя из этого, не возраст имеет значение, а деловые навыки и качества человека. Если молодой сотрудник более квалифицирован, нежели его коллега более старшего возраста, то ему будет отдано предпочтение. Однако это не означает, что у кого-то есть преимущества только на основании более молодого возраста. В целом для обеспечения молодежи рабочими местами наличие данного постановления не является панацеей. Необходимы качественно иные подходы для решения проблемы безработицы», - отметила Олеся Кочиева.