Год спустя после победы

8 июня прошел ровно год со дня выборов в парламент Южной Осетии 6-го созыва, в ходе которых убедительную победу одержала политическая партия «Единая Осетия», привлекшая внимание избирателей рядом актуальных инициатив, среди которых, прежде всего, следует отметить выдвижение на первый план идеи объединения Осетии и вхождения ее южной части в состав России. 
Созданная в 2012 году партия «Единая Осетия» за короткий срок стала лидирующей политической силой, потеснив прежних тяжеловесов. Парламентская кампания 2014 года стала для нее демонстрацией растущего влияния и популярности в обществе, завершившись победой «ЕО», и это несмотря на жесткую конкуренцию, ставшую следствием партийного бума и массированных вбросов «черного» пиара.
Всего в выборах 2014 года приняли участие девять политических партий. Из них в парламент прошли только четыре. Кроме «Единой Осетии», которая получила 43,10% голосов и соответственно 20 депутатских мандатов из 34, в парламент прошли: социалистическая партия «Единство народа» (6 мандатов), Народная партия и партия мэра Цхинвала Алана Алборова — «Ныхас», которые получили по четыре мандата.
Цели и задачи «Единой Осетии» были четко сформулированы ее лидером Анатолием Бибиловым еще на учредительном съезде партии, где, прежде всего, речь шла о реализации формулы «Две страны – одна Осетия». Программой-максимум партии было провозглашено объединение Южной и Северной Осетии в составе Российской Федерации. 
Идея объединения двух Осетий и соответственно вхождения в состав Российской Федерации имеет давние исторические корни, и стала крайне популярной, если не сказать единственной в 90-х годах, когда фашиствующая Грузия в очередной раз предприняла попытку уничтожения осетинского народа. Не стоит забывать крайне важный момент - эта идея обоснована, прежде всего, инстинктом самосохранения, стремлением осетинского народа сохранить свой этнос и национальную идентичность, не быть физически уничтоженным или ассимилированным, чего на протяжении многих лет добивается грузинская элита.
«Наша цель - единство осетинского этноса, поэтому мы являемся партией для всех, кто поддерживает эту цель, как людей левых, социалистических убеждений, так и людей с либеральными взглядами», - заявил на учредительном съезде новой партии Анатолий Бибилов.
В числе приоритетов также обозначены - эффективное государственное управление и борьба с коррупцией. 
Идея объединения Северной и Южной Осетии, разумеется, не изобретение «Единой Осетии», и уж тем более речь не может идти о попытке монополизации этого национального проекта, поддерживаемая многими поколениями осетин по обе стороны Главного Кавказского хребта. Подобные обвинения нередко звучат в адрес победителей прошлогодних выборов, однако их обоснованность вызывает сомнения. Формально пункт об объединении Осетии содержится в программе почти каждой партии, зарегистрированной в минюсте республики, однако кроме «Единой Осетии» никто не превратил эту идею в главное направление своей работы. Почему того же не сделали другие партии, тем самым упустив инициативу, вопрос иного характера, когда как говорят на Руси стоит пенять только на себя.
Но не только упор на стабильно популярную идею объединения Осетии стал причиной успеха партии в ходе предвыборной кампании 2014 года.
Созданная группой единомышленников в период общего всплеска политической активности населения Южной Осетии, ставшего предсказуемым результатом бурных процессов 2011-2012 гг., «Единая Осетия» отличается от других политических организаций сплоченностью и дисциплиной партийных рядов. «ЕО» отказалась от порочной практики, свойственной большинству югоосетинских партий, у которых пик активности приходился на последние полтора-два месяца, оставшихся до очередных выборов. Деятельность партии построена на постоянной, каждодневной работе, как центральных структур, так и региональных отделений, особое внимание уделяется взаимодействию с простыми жителями республики, чьи нужны и житейские проблемы нередко остаются без внимания со стороны чиновников. Принимать граждан и пытаться решить их наболевшие проблемы – занятие хлопотное и к тому же не «пиароемкое», поскольку остается вне медийного поля. Тем не менее, в республике, где как здесь любят говорить, все знают друг друга в лицо, подобное ответственное отношение к избирателям приносит свои плоды.
Многие партии, считавшиеся старожилами югоосетинской политики и регулярно преодолевавшие избирательный барьер в ходе прежних электоральных кампаний, оказались, что называется в пролете, не сумев членораздельно ответить на простой вопрос избирателей: - «а где вы были пять лет?!». Впрочем, это обстоятельство ставит партию-победительницу перед непростым выбором – либо продолжать, не снижая обороты, активную деятельность по отстаиванию интересов простого населения, либо через пять лет, точнее уже четыре, они рискуют услышать подобный вопрос, на этот раз адресованный им.
Впрочем, судя по настрою рядовых партийцев и руководства партии, одержанная победа не стала для них поводом почивать на лаврах. Занимая большинство мест в парламенте «Единая Осетия» продолжает активную работу по защите прав граждан и отстаивает курс на более тесную интеграцию с Россией, вплоть до вхождения в ее состав. Последовательная позиция партии проявилась и в ходе разработки проекта договора о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией. Проект, выдвинутый «Единой Осетией» предполагал фактическое вхождение республики в состав Российской Федерации, в том числе перевод ключевых ведомств и министерств РЮО в федеральное подчинение, что повлекло бы за собой их гораздо более высокое финансовое и материально-техническое обеспечение, а также переход на новые стандарты в работе. Принципиальная позиция, занятая партией, предотвратила принятие так называемого «абхазского» варианта договора, что в конечном итоге привело к появлению компромиссного текста договора, учитывающего линию «Единой Осетии». 
Серьезное внимание депутаты от «Единой Осетии» уделили разработке законодательных мер, направленных на нейтрализацию политики «мягкой силы», взятой на вооружение нынешними властями в Грузии и западными международными организациями после провала августовской агрессии. Постановление парламента о политико-правовой оценке деятельности так называемой «Временной административной единицы» Дмитрия Санакоева, дает в руки правоохранительных органов необходимые рычаги, с помощью которых можно пресекать любые попытки марионеточных структур влиять на ситуацию внутри республики.
Победа «Единой Осетии» в июне 2014 года, помимо всего прочего, повлекла за собой формирование новой конструкции политического пространства Южной Осетии, которая может предотвратить дальнейшую деградацию политического класса страны и не только в силу усилившейся конкуренции. Парламентские выборы 2014 года наглядно показали, что избиратели более не приемлют игнорирования своих интересов своими же избранниками. Именно по этой причине большинство из прежде представленных в парламенте партий потерпели поражение. Другим уроком, который никакая ответственная политическая сила не может игнорировать, стала невысокая явка на выборах, показавшая степень разочарования населения парламентом. В ходе предвыборной кампании избиратели требовали от кандидатов в депутаты, в первую очередь принципиальности в реализации своих программ и обещаний. Нетрудно догадаться, что если нынешний состав народных избранников, включая парламентское большинство от «Единой Осетии» в свою очередь предпочтет реализации предвыборных обещаний пассивное миросозерцание, боясь затронуть интересы тех или иных влиятельных чиновников, следующие выборы могут вообще провалиться по причине неявки, а институт парламентаризма будет окончательно дискредитирован в глазах общества.
Исходя из этого, депутаты от «Единой Осетии», исполняя наказ избирателей, в качестве приоритетной задачи взялись за возрождение конституционных функций парламента. Правда это не столь легкая задача как кажется на первый взгляд. Долгие годы законодательный орган республики в значительной степени был лишен самостоятельности и воспринимался как приложение к исполнительной власти, никак не используя свои полномочия по контролю над работой правительства. 
Из-за этого нынешняя активная позиция парламента по ряду ключевых вопросов, порой воспринимается чиновничеством сродни некоему апокалиптическому явлению, угрожающему разрушить привычный мирок, хотя всем давно стало ясно, что при безвольном, ни на что не влияющем парламенте невозможно формирование эффективной, и в то же время сбалансированной системы власти.
Парламентский контроль, заключающийся в проверке и корректировке деятельности исполнительной власти в пределах предоставленных полномочий, является непременным условием устойчивого конституционного строя, а для Южной Осетии, которая регулярно скатывается в авторитаризм и коррупционные скандалы, выходом из ситуации.
С этим можно спорить и не соглашаться, но нельзя не признать тот факт, что результаты прошлогодних парламентских выборов означали появление новой политической реальности, которую можно воспринимать адекватно, налаживая плодотворное сотрудничество и решая общие задачи, либо пытаться навязать губительную для всей страны конфронтацию, пытаясь сохранить прежнюю бесконтрольность чиновничества. К чему может привести отказ признавать сложившиеся реалии наглядно показали политические процессы в 2008-2011 гг., когда попытки чиновничьей элиты Южной Осетии любой ценой сохранить монополию на власть и бесконтрольность привели к крайне опасному политическому кризису.
Смогут ли нынешние власти Южной Осетии извлечь уроки из недавнего прошлого, покажет время, а перед «Единой Осетией», перешагнувшей годовой рубеж в качестве самой многочисленной парламентской партии, сегодняшняя ситуация выдвигает новые вызовы, справиться с которыми можно лишь налаживая еще более тесные коммуникации со всеми слоями общества и выйдя на новый уровень. В югоосетинском обществе как никогда востребована динамичная политическая партия, способная формировать национальную повестку дня, предлагая свои пути решения наболевших проблем и приглашая к диалогу другие политические силы. У «Единой Осетии», доказавшей свою способность последовательно и принципиально отстаивать одобренную избирателями позицию, есть серьезные шансы занять эту нишу.