Интервью Председателя Парламента РЮО Анатолия Бибилова

Завершился первый год работы Парламента РЮО шестого созыва, год, который запомнился динамичной деятельностью по многим направлениям. Народные избранники налаживали контакты со своими коллегами в различных государствах, занимались активной законотворческой работой, проводили встречи с населением в районах республики.

Об этих и других вопросах – в интервью Председателя Парламента РЮО Анатолия Бибилова:

Прошел примерно год со дня начала работы Парламента РЮО шестого созыва. Чем Вам лично запомнился этот год?

- Прошедший год в первую очередь запомнился убедительной победой партии «Единая Осетия» и избранием в депутаты Парламента РЮО шестого созыва. Хочу еще раз поблагодарить всех избирателей, которые пришли на свои участки и проголосовали за партии, участвовавшие в парламентских выборах. Также поздравляю депутатов от всех партий, представленных в парламенте. Я помню практически каждую сессию, были, конечно, моменты, которые в какой-то степени выходили за рамки регламента работы Парламента, в то же время по многим вопросам у депутатов было единое понимание тех или иных проблем и решения принимались единогласно. Запомнилось и то, что наконец-то депутаты начали работать в историческом здании Парламента, существующем с 1939 года.

Впереди непочатый край работы, какие основные акценты Вы намерены поставить в работе депутатского корпуса на ближайшую перспективу, прежде всего касательно законотворческой работы?

- Законотворческая работа продолжается. Разработка законодательных актов – одна из функциональных обязанностей депутатов, чем мы и занимаемся.

Еще недавно злые языки утверждали, что Парламент республики не работает, не принимает законов, хотя на сайте Парламента размещена полная информация о деятельности законодательного органа республики. Но голословные обвинения рано или поздно показывают свою необоснованность и уже сегодня для всех понятно, что работа Парламента шестого созыва за прошедший год была более эффективной по сравнению с четвертым и пятым созывом.

За первый год работы четвертый созыв принял 11 законов, пятый – 24, а нынешний созыв принял 28 законов. К этому нужно добавить дачу политико-правовой оценки так называемой временной администрации Дмитрия Санакоева, которая занималась террором на территории РЮО. Стоит отметить и закон об амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.

Самым важным моментом в работе Парламента за прошедший год я считаю ратификацию Договора о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией.

Весь этот процесс – от ратификации Договора Парламентом и Президентом Южной Осетии, до ратификации его Государственной думой и Советом Федерации Федерального собрания и президентом РФ прошел в достаточно сжатые сроки, что подтверждает серьезность этого межгосударственного документа для наших стран.

По-прежнему остается актуальным вопрос о парламентском контроле над деятельностью различных органов власти с целью повышения эффективности и прозрачности их работы. Какие шаги в этом направлении намерен предпринять Парламент?

- Сегодня, как это сейчас модно говорить, в тренде создание системы сдержек и противовесов. Между тем, без механизма парламентского контроля о системе сдержек и противовесов трудно говорить. В Российской Федерации серьезным рычагом парламентского контроля является Счетная палата, которая подчиняется Госдуме. Было бы целесообразно, чтобы у Парламента РЮО была своя структура для осуществления контрольных функций.

В свое время некоторые руководители посчитали, что Парламент второстепенная ветвь власти, которая ничего не должна контролировать. К чему это привело, мы все видим. Парламент должен не только принимать законы, но и контролировать их выполнение. К примеру, возьмем закон о занятости населения, который принят, но не выполняется. На сегодняшний день не выплачиваются пособия по безработице, которые предусмотрены в законе. Комитет по занятости населения не имеет возможности направлять на перепрофилирование тех людей, которые не востребованы в госструктурах, чтобы они могли найти себе применение в других сферах, в бизнесе или сфере сервиса.

Речь также идет о важнейшем ежегодном законе государстве – о бюджете. Парламент должен проверять исполнение бюджета министерствами и ведомствами, а для этого необходим соответствующий контрольный орган при парламенте. Я надеюсь, что понимание необходимости решения этого вопроса придет и тогда эффективность работы министерств и ведомств, а также самого Парламента будет намного выше.

А на данном этапе перед каждым комитетом парламента поставлена задача проанализировать все принятые законы и провести мониторинг их выполнения.

Первый год работы Парламента шестого созыва оказался весьма результативным в плане развития межпарламентских связей. Регулярные рабочие контакты и официальные встречи с законодательными органами Российской Федерации, Нагорно-Карабахской Республики, Донецкой и Луганской Народных Республик, с различными региональными парламентскими объединениями вывели на новый уровень это направление работы Парламента РЮО и способствовали укреплению международных позиций Южной Осетии. Как Вы сами оценивайте результаты, достигнутые в этой сфере?

- Действительно в сфере внешнеполитической, межпарламентской деятельность есть определенные продвижения. Прежде всего, хотелось бы отметить работу комиссии по сотрудничеству Парламента РЮО с Советом Федерации. Я благодарен Александру Борисовичу Тотоонову, который является сопредседателем комиссии со стороны Совета Федерации и сопредседателю с югоосетинской стороны – председателю комитета по внешней политике и межпарламентским связям Кочиеву Игорю.

Эффективная работа велась и с парламентариями Северной Осетии. Буквально в ближайшее время будет создана совместная рабочая группа по подготовке соглашения с Парламентом РСО-А. Что касается Донецкой и Луганской народных республик, то есть договоренности о подписании межпарламентских соглашений. Разумеется, это произойдет после заключения межгосударственных соглашений.

Кроме того, готовится к подписанию соглашение Парламента РЮО с Национальным Собранием Венесуэлы. В течение года, делегации Парламента РЮО также принимали участие в работе Парламентского Собрания Беларуси и России, Парламентской ассоциации республики Северного Кавказа.

Депутаты нашего Парламента в качестве наблюдателей участвовали в парламентских выборах в Нагорном Карабахе, где также была достигнута договоренность о подготовке межпарламентского соглашения. Помимо этого, состоялась встреча с Председателем Парламента Армении, что вызвало очень большой резонанс у наших южных соседей, хотя встреча друзей не может зависеть от желания недругов или кого бы то ни было. Непонятной была реакция и со стороны некоторых осетинских блогеров и журналистов, которых очень озаботили высказывания официальных грузинских властей.

В целом в сфере межпарламентских связей у нас сложился широкий круг друзей, с которыми мы наладили взаимодействие, и будем продолжать дальнейшее сотрудничество

В обществе давно и активно обсуждается вопрос о возвращении к смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. Будет ли Парламент инициировать внесение соответствующих изменений в законодательство?

- Партия «Единая Осетия», равно как и другие партии, участвовавшие в выборах, были согласны с тем, что сегодняшнюю пропорциональную систему выборов необходимо менять на смешанную. На сегодняшний день готовится закон о парламенте, который будет как раз определять возможность перехода к смешанной системе. Считаю, что это выведет на более высокий уровень работу парламента и обеспечит более полное соблюдение избирательных прав граждан, которые не хотят состоять в какой-либо партии, но намерены воспользоваться своим конституционным правом и принять участие в парламентских выборах. Мы от своего предвыборного обещания не отказываемся и обязательно его выполним.

Вы также являетесь принципиальным сторонником профессионального парламента. Стоит ли ожидать определенных шагов в этом направлении?

- Могу однозначно ответить, что без профессионального парламента всегда будет сложно работать. Я лично не верю, что на депутата, который одновременно работает в органах исполнительной власти, не может оказываться какое-либо давление.

Для того, чтобы подчеркнуть неправильность этой ситуации достаточно сказать, что если депутат может работать одновременно в исполнительной власти, то тогда парламентарий может быть и судьей, а это категорически неприемлемо. Представитель каждой ветви власти должен заниматься своим делом. Для этого и есть три независимые ветви власти. Единственный способ соблюсти конституционный принцип разделения ветвей власти – перейти к профессиональному парламенту. Естественно это потребует увеличения финансовых расходов, но такое решение себя полностью оправдает, поскольку работа депутатского корпуса станет более эффективной. Каждый депутат будет приходить на работу в свой кабинет и заниматься законотворческой работой, заявлениями и жалобами граждан, то есть своими непосредственными обязанностями, прописанными в Конституции.

За последние месяцы неоднократно всплывал вопрос о необходимости создания Конституционного суда в РЮО, который бы мог регулировать некоторые дискуссионные моменты в законодательстве и в работе ветвей власти. Каково Ваше отношение к этой проблематике?

- Конституционный суд так же остро необходим, как и Верховный. Противоречия или какие-то вопросы, связанные с интерпретацией тех или иных статьей Конституции и конституционных законов имеет право рассматривать только Конституционный суд. На сегодняшний день это право отводится Парламенту республики. В то же время мы сегодня видим, что Верховный суд может рассматривать постановления Парламента, касающиеся конституционных законов и Конституции РЮО, что неправильно и незаконно. Для того, чтобы разрешать возможные споры между ветвями власти, касающиеся Конституции и конституционных законов нам необходим Конституционный суд. Кроме того, есть много противоречий между конституционными законами и эти противоречия также должен рассматривать Конституционный суд.

Другая проблема, где нам взять специалистов по конституционному праву, но ведь мы же приглашаем других специалистов, в частности на должности министров и т.д. Точно так же можно пригласить специалистов конституционного права для работы в Конституционном суде, а через некоторое наши юристы тоже наберутся опыта и смогут выполнять эти функции.

Геополитическая обстановка на постсоветском пространстве продолжает осложняться ввиду продолжающейся экспансии стран западного блока. На примере Украины и некоторых других государств мы видим, что игнорирование серьезных внутренних проблем в процессе государственного строительства, включая коррупцию и неэффективность органов власти, при соответствующем внешнем воздействии приводят к крушению всей конструкции государства или же, по меньшей мере, к масштабной дестабилизации. Не стоит ли Южной Осетии проанализировать печальный пример этих стран и более активно преодолевать инерционные процессы, более принципиально бороться с той же самой коррупцией, кумовством, безответственностью на различных уровнях, чтобы не повторить участь других государств?

Не менее важным аспектом в рамках этой проблематики являются меры по противодействию тактике «мягкой силы», включающей в себя использования ресурсов неправительственного сектора и иные рычаги влияния. Не планирует Парламент принятие превентивных мер законодательного характера?

- Перечисленные причины действительно приводят к тому коллапсу, который мы видим на Украине, отчасти к тем процессам, которые происходят сегодня в братской Армении. В свое время это проявилось в Грузии и в Молдавии.

Самое главное, что эти силы всегда используют недовольство населения. В Армении причиной для недовольства послужило повышение тарифов на электроэнергию, при этом никто не спрашивает, сколько стоит электроэнергия в Азербайджане, Грузии или в той же Европе. Это уже не важно, главное, что есть факт – повышение тарифов и недовольство быстро перерастает в массовые акции.

Затрагивая тему коррупции, следует отметить, что в данном случае не коррупционность играет столь огромную роль, сколько вектор внешнеполитической направленности руководства того или иного государства. Образ коррупционера можно создать любому с помощью дезинформации и «черного» пиара. Главной причиной опять-таки является тот фактор, в какую сторону направлен вектор политики – в сторону России или Запада. Это основная причина процессов, происходящих в государствах, расположенных вокруг Российской Федерации.

Я допускаю, что при определенном стечении обстоятельств, подобное может произойти и в нашей республике, если мы не повернемся лицом к людям, и не будем напрямую общаться со своим народом. Народ должен видеть, что и исполнительная, и законодательная, и судебная власть делают все возможное, чтобы гражданам Южной Осетии жилось комфортно на своей родной земле. Народ должен видеть, что судебные решения принимаются по закону, что фактор хионизма и кумовства при назначении на государственные должности исключен. Вот когда мы исключим все это, тогда народ поймет, что власть подходит к решению всех вопросов профессионально и с пониманием тех проблем, с которыми сталкивается население, в таком случае у нас никогда не будет происходить подобных процессов.

В противном случае, назовите их хоть НКО, хоть НПО или другими терминами, может быть это будут просто отдельные личности, но они будут муссировать, что власть антинародная и работает против народа.

В то же время, если бы от этого страдала только власть, тогда можно закрыть на все глаза, но вся беда в том, что от этого больше всего будет страдать сам народ. И народ тоже должен это понимать, потому что как бы то ни было, те, кто у власти, они тоже вышли из народа. Тем более, что в югоосетинском обществе нет таких политических элит, где власть передается только в рамках определенного круга лиц. Президент республики, Председатель Парламента, большинство министров и депутатов – выходцы из рабочих семьей и интеллигенции. У нас нет у власти детей олигархов, и олигархата как такового не существует. Поэтому власть в Южной Осетии гораздо ближе к народу, чем в той же Украине и лучше знает чаяния народа, чем в той же Грузии.

Но остерегаться этого надо и работать, чтобы не допустить каких-либо моментов, которые могут вызвать подобное развитие событий. Для этого не нужно бояться недовольства людей, а идти к народу, решать его проблемы.

В качестве примера можно привести ситуацию с турбазой и другими центрами размещения беженцев, которая длится около 25 лет. Они обратились с письмом в парламент, где обрисовали бедственное положение, в котором они живут, в жутких условиях, не отвечающих никаким санитарным нормам. От чувства безысходности, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, они пишут: «Что нам обращаться в Евросоюз?». Уверен, что они это говорят утрируя, но такие вопросы необходимо оперативно решать. Этим в данном случае должны заниматься исполнительная власть и администрация города. Проблемы всегда будут, но допускать существование в течение столь длительного времени такой масштабной проблемы, ни в коем случае нельзя. Мы способны решить эту проблему, для этого необходимо сконцентрировать ресурсы и создать для людей, проживающих там приемлемые санитарные условия.

Что касается превентивных мер законодательного характера, то, как известно парламент дал политико-правовую оценку так называемой временной администрации во главе с нашим бывшим соотечественником Дмитрием Санакоевым, которая занималась в Южной Осетии и вербовкой, и террористическими актами. На сегодняшний день они продолжают реализацию различных проектов, направленных на граждан Южной Осетии. В результате некоторые говорят, что вот мы приезжаем в Тбилиси, и нас там хорошо принимают. Но эти люди не подозревают, что сами граждане Грузии за аналогичные услуги платят огромные деньги. Гражданам Южной Осетии подобные льготы предоставляются только для того, чтобы повернуть их в свою сторону. Сегодня нас пытаются заманить пряником, но завтра снова будет кнут и это нужно разъяснять людям. На примере Украины мы опять-таки видим, какова реальность, где же отмена виз и другие обещанные блага, которые Европа должна была дать Украине? Единственное, что осталось - это горький привкус печенья, которое раздавала Виктория Нуланд, больше ничего.