В Парламенте РЮО обсудили вопросы качества интернета и связи в Республике

В Южной Осетии вот уже который год продолжается малообъяснимая ситуация вокруг деятельности единственного оператора сотовой связи в Республике ЗАО «Остелеком». Качество и стоимость услуг связи и интернета, оказываемых компанией, доводят порой граждан до белого каления. Однако, несмотря на массовое недовольство абонентов, сколь-нибудь значимых изменений к лучшему не наблюдается. После многократных обращений граждан ситуацию под контроль решил взять Парламент Южной Осетии, который вызвал на ковер гендиректора компании-монополиста Олега Савчука.
Как отметил в начале встречи спикер Парламента Анатолий Бибилов, народные избранники не могли проигнорировать многочисленные обращения граждан и гостей Республики.
В ходе встречи с депутатами гендиректору ЗАО «Остелеком» пришлось отвечать на многочисленные неудобные вопросы, затронувшие самые разные аспекты деятельности компании, в частности ценообразование и обоснованность тарифов, стоимость интернета и услуг связи, в том числе в роуминге, цена 4G-модемов. На многие вопросы парламентарии так и не получили ответа. 
Выступая перед депутатами, Олег Савчук рассказал об истории развития компании ЗАО «Остелеком», созданной в 2004 году и до 2008 года занимавшейся фактически эксплуатацией югоосетинского сегмента российской сети Мегафон. На тот момент на территории Республики располагалось 10 базовых станций, из них 7 в самом городе Цхинвал, остальные вдоль Транскама.
После признания РЮО компания получила возможность развиваться в новых условиях. Было закуплено оборудование для новых базовых станций, для повышения эффективности работы ЗАО «Остелеком» привлекались специалисты из России. Затем начался переход на стандарты связи «3G», в марте 2013 года «Мегафон-Южная Осетия» приступила к запуску сетей 4-го поколения. В настоящее время сеть на территории Южной Осетии насчитывает 64 станций 2-го поколения, 44 – третьего и 21 станция 4-го поколения.
На сегодняшний день у компании 53 тысячи активных абонентов. По словам Олега Савчука, одна активная sim-карта приносит компании в среднем 570 рублей в месяц, включая расходы на роуминг и интернет-трафик. 10 процентов от этой суммы перечисляются в бюджет Южной Осетии как НДС.
Выслушав выступление гендиректора ЗАО «Остелеком», депутаты перешли к вопросам, которые уже давно беспокоят граждан Республики, являющихся абонентами этого оператора. 
Свои вопросы парламентарии начали с самого актуального – зачем в свое время понадобился переход с кода «928» на «929», если при прежнем не было проблем с роумингом, услуги связи были гораздо дешевле, люди себя чувствовали намного комфортнее, пользуясь услугами российской сети Мегафон. С переходом на «девятку» начались проблемы, повысилась стоимость услуг связи. Сегодня тарифы на связь и интернет в РЮО в разы дороже, чем в РФ. К примеру, пакет интернета в 30 гигабайтов в Южной Осетии стоит 2100 рублей, а во Владикавказе 28 гигабайт обходится всего в 490 рублей. Безлимитный тариф для вип-клиентов в РЮО стоит 8300 рублей, в РФ - 790 рублей. Стоимость 4G модема во Владикавказе и Краснодаре 799 рублей, в РЮО - 1990 рублей.
Отдельно парламентарии остановились на роуминге, который также стал намного дороже. Роуминг для абонента сети Мегафон, который приезжает в Южную Осетию из России стоит 49 рублей, для сравнения звонок в Грузию обходится дешевле - 33 рубля. Столько же стоит роуминг в Абхазии. Естественно возникает вопрос, чем вызвана разница в ценах. 
Еще один нюанс касается дивидендов. Доля Правительства РЮО в компании составляет 25 процентов, но государство еще ни разу не получило дивидендов от принадлежащих ему акций. 
Спикер Парламента задал вопрос: – если населению было комфортнее, когда в Республике работал российский сегмент сети Мегафон, тогда зачем Южной Осетии отдельный собственный оператор? «Когда осуществлялся переход на «929» обещали, что стоимость услуг связи будет дешевле и в целом для Республики лучше иметь своего оператора, но все изменилось в худшую сторону, - сказал Анатолий Бибилов. - Связь и интернет стали дороже, роуминг тоже, а качество хуже. Раньше на территории Южной Осетии стояло 10 станций, сейчас более 100, то есть покрываемость значительно улучшилась, но тогда качества и связи, и интернета должны быть гораздо лучше».
 «Вернуть «928» не ко мне вопрос», - ответил Савчук. Гендиректор ЗАО «Остелеком» заявил, что без создания собственного оператора в Южной Осетии не развивались бы сети новых поколений, не было бы новых станций, но стоимость услуг связи была бы дешевле.
«Кроме того, возврат к «восьмерке» сразу же обрушит доходы компании», признался Савчук. - Естественно компания не будет работать себе в убыток, потребуются кардинальные изменения структуры расходов. Встает вопрос, за чей счет будет меняться структура расходов. Давайте тогда уберем составляющую НДС, которые идут в бюджет РЮО и все тарифы упадут сразу на 10 процентов, но бюджет не будет получать налогов».
Парламентарии сделали акцент и на другом актуальном вопросе – чем объясняется столь явная диспропорция в стоимости услуг связи и интернет-трафика в Южной Осетии и Российской Федерации. 
Комментируя ссылки гендиректора компании на допрасходы, связанные с необходимостью оплаты потребляемой электроэнергии, закупки дизель-генераторов и дизтоплива, спикер Парламента отметил, что расходы компании не должны влиять на качество оказываемых услуг. У абонента должна быть устойчивая связь и комфортные цены. 
 «Мы спрашиваем, почему такая разница в ценообразовании в Российской Федерации и в Южной Осетии? Цены на электроэнергию и дизтопливо в РЮО сопоставимы с российскими, что-то дороже, что-то наоборот дешевле. Во многих субъектах РФ эти накладные расходы еще выше, чем у нас, но интернет стоит дешевле, чем в Южной Осетии. В любом случае затраты не настолько высоки, чтобы мы за бешеные деньги покупали трафик. Откуда берется разница в ценах, которые особенно по стоимости интернет-трафика в разы превышают российские, 2100 рублей против 490, неужели расходы компании в Южной Осетии практически в пять раз превышают расходы на аналогичные услуги в РФ? И при этом качество значительно хуже. Это же вопиющая диспропорция, вызывающая вполне обоснованное возмущение людей. Понятно, что компания хочет зарабатывать деньги, но люди в чем виноваты?!», - сказал Анатолий Бибилов. 
Еще один довод Олега Савчука, пытающегося объяснить цены на связь и интернет, касался привлеченных инвестиций и долгов по кредитам, полученным компанией. В частности, инвестиций привлечено более чем 1 миллиарда рублей, а долг компании перед сетью Мегафон составляет 800 миллионов рублей. Однако депутаты подчеркнули, что долги и кредиты компании не должны влиять на качество оказываемых услуг.
Коснувшись темы инвестиций, на которые часто ссылался Савчук, Анатолий Бибилов обратил внимание на следующее обстоятельство. «Изначально соотношение долей у Мегафона и Правительства Республики было 51 на 49 процентов акций, затем доля компании Мегафон увеличилась до 75 процентов, причем сделано было это для того, чтобы данный оператор сотовой связи был этим же инвестором и больше денег вкладывал на развитие связи, чтобы качество связи и интернета улучшалось. По крайней мере, этим объяснялось тогда такое решение», - заметил Председатель Парламента. 
 Депутат Петр Гассиев обратил внимание Олега Савчука на данные соцопросов касательно работы компании ЗАО «Остелеком». «Пользуясь самыми современными технологиями опросов, мы провели свой соцопрос и даже с учетом статистических погрешностей 90 процентов клиентов недовольны работой «Остелекома». 
Ситуация складывается непонятная. Покупая сим-карту мы заключаем своего рода договор, но там нигде не написано, чтобы я со своего номера звонил на МТС или северокавказский Мегафон, три раза подключался и ничего не слышал, но при этом с моего счета списывались деньги. Там нигде не оговаривается, что у меня в одной комнате будет ловить интернет, а в другой нет. Нигде также не значится в этом договоре, что абоненты МТС и Билайн из России не могут ко мне дозвониться, оператор им отвечает, что таких номеров не существует. Последний раз я не смог дозвониться сюда даже с «928» во Владикавказе. Но за такие неудобства мне никто денег не возвращает», - подчеркнул парламентарий. 
В качестве сравнения, депутаты привели пример абхазского «Аквафона», на номера которого могут дозвониться абоненты любых российских операторов связи, будь то МТС, Билайн и др. 
Примечательно, что при каждом вопросе также напрашивалось сравнение с ситуацией, когда на территории РЮО действовал югоосетинский сегмент российской сети Мегафон с кодом «928», тогда действительно на номера югоосетинских абонентов и наоборот можно было дозвониться как из России, так и из-за рубежа. 
Сомнения депутатов вызвали также статистические данные по численности абонентов. Как отметил Анатолий Бибилов, если учитывать, что у каждого абонента в Южной Осетии как минимум по две sim-карты, данные компании о 53 тысячах абонентов представляются заниженными.
Сомнения еще больше усилились после информации, озвученной экономистом Геннадием Кокоевым. По его словам, согласно официальной статистике число абонентов ЗАО «Остелеком» в 2012 году составляло 63 тысячи человек, в 2013-м – 39 тысяч, 2014-м зафиксировано более 67 тысяч абонентов. У депутатов возник вопрос, чем вызваны такие скачки по численности абонентов. «Чем вызван такой большой разброс по количеству абонентов по годам, вроде массового переселения абонентов у нас не было», - с иронией поинтересовался спикер Парламента.
«Эти факты не могут не вызывать определенные сомнения о соответствии деятельности ЗАО «Остелеком» Закону РЮО о статистике», - сказал в свою очередь Геннадий Кокоев.
Самое интересное, что Олег Савчук оказался не в курсе подобной статистики, назвав это сюрпризом и обещав уточнить эти данные.
 Геннадий Кокоев также отметил, что компания неоднократно отказывалась отвечать на запросы Парламента с просьбой обосновать тарифы на услуги связи и представить калькуляцию себестоимости. «Вы говорите, что в случае возврата на российский сегмент Мегафона доходы компании резко упадут. Получается, что сегодня население Южной Осетии оплачивает из своих достаточно ограниченных доходов, которые в два раза ниже, чем по северокавказскому региону, эту разницу. Вы говорите также, что многие поставщики услуг выставляют вам счета в иностранной валюте и это служит фактором повышения себестоимости услуг в Южной Осетии. Надо ли это понимать так, что российский Мегафон или какая-та другая иностранная компания выставляет вам счета в валюте? 
Но между РФ и РЮО есть Договор о сотрудничестве в сфере связи, который является обязательным для всех хозяйствующих субъектов в сфере связи, и он не предполагает расчеты в иностранной валюте, а Южная Осетия всегда находилась в рублевой зоне. Пусть даже у вас значительные расходы на электроэнергию - примерно 10 миллионов рублей в год. Но по статистическим данным от 2012 года доход компании составил 318 миллионов 561 тысяч рублей в год. При таких доходах 10 миллионов не такая сумма, чтобы существенно повлиять на стоимость услуг связи. Расходы на дизтопливо составляют всего около 1 миллиона рублей в год. Какие еще накладные расходы могут быть – управленческие? Тогда они должны быть гигантскими. Транспортные? То же самое, у Республики сравнительно небольшая территория, где не может быть больших расходов на транспорт. 
Поэтому представьте калькуляцию себестоимости, обоснование тарифов и тогда все станет на свои места», - резюмировал Геннадий Кокоев.
Ряд критических вопросов возник в связи с данными по прибыльности компании ЗАО «Остелеком». Так в 2012 году компания «Остелеком» получила прибыль в размере 91 миллиона рублей. В 2013 году оператор сотовой связи уже показывал убыток в 22 миллиона рублей, в 2014 году убыток составил 80 миллионов рублей. Это притом, что объем оказываемых услуг последовательно увеличивался. 
Участники встречи с парламентской стороны сочли ряд моментов в деятельности компании, не соответствующих современным цивилизованным правилам поведения бизнеса. В частности, речь шла о списывании уже оплаченного трафика, некачественной учетной дисциплине ввиду отсутствия чеков и контрольно-кассовых аппаратов, а также терминалов. Все это создает поле для определенного рода злоупотреблений и превращает «Остелеком» в действительно закрытое акционерное общество. Ряд депутатов предложили даже провести парламентские слушания на тему деятельности компании ЗАО «Остелеком», однако от этой меры пока решили воздержаться. Было подчеркнуто, что государству нужна качественная, недорогая связь и интернет. 
Часть вопросов касалась качества связи и интернета в районах Республики. В частности, Олега Савчука ознакомили с содержанием письма жителей села Бекмар, которые обратились в Парламент с жалобой на то, что раньше на вышке, обслуживающей село, стояло оборудование 3G, но затем ее сняли и поставили в другом месте. Гендиректор компании объяснил это тем, что оборудование пришло в негодность и его сняли, чтобы отремонтировать.
Подытоживая обсуждение, спикер Парламента констатировал, что на многие вопросы депутатов, связанные с деятельностью компании «Остелеком», чаще всего нет ответов.
«Но главное в другом, учитывая массовое недовольство граждан Республики, Парламент требует снизить тарифы на услуги связи и интернет-трафика. Душить пользователей неправильно и недопустимо», - подчеркнул Анатолий Бибилов. 
В заключение встречи Анатолий Бибилов отметил, что депутаты будут ждать изменений в лучшую сторону. «Парламент и в дальнейшем будет следить за тем, чтобы наши граждане - абоненты сети «Мегафон-Южная Осетия» были довольны получаемыми услугами. Если же ситуация не изменится мы проведем парламентские слушания по поводу деятельности компании ЗАО «Остелеком», - сказал Председатель Парламента. 

 

Информационно-аналитическое управление Парламента РЮО